Собственнику недвижимости приходится порой заниматься непростыми задачами: в том числе, переводом жилого помещения в статус коммерческого объекта. Дело — это трудоемкое, но решаемое. Все подробности — в нашей статье.
Представим, что у вас есть лишняя квартира (везет же кому-то!), в которой вы не собираетесь жить, но хотите использовать ее под коммерческие цели. Например, открыть в ней магазин, кафе или парикмахерскую. С чего начать реализацию бизнес-плана? Действуем поэтапно.
Прозондируем шансы
Первым делом нужно понять, является ли квартира потенциальным коммерческим объектом. Городские власти рассмотрят заявление от собственника, если квартира соответствует следующим требованиям:
- из нее выписаны все жильцы;
- помещение свободно от любых обязательств: залога, ареста, притязаний другого лица; если это ипотечная квартира, то нужно заручиться согласием кредитора, что он не против ее перевода в коммерческую недвижимость;
- квартира находится на 1-м или цокольном этаже — это самый распространенный вариант; в некоторых случаях она может располагаться и выше, при условии, что нижние этажи заняты коммерческими объектами;
- помещение оснащено основными коммуникациями: электроэнергией, горячей и холодной водой, канализацией;
- у него есть изолированный вход (не совпадающий с дверью жилого подъезда).
Чтобы не делать лишней работы, обратитесь в Роспотребнадзор, где вам сразу «расставят все точки над i» и скажут, имеет ли смысл затевать всю эту процедуру изначально. А советы наших экспертов ( как купить офис в Саратове и другое) — смотрите на сайте.
Завоевываем голоса
Предположим, ваш объект прошел первоначальную проверку на коммерческую «пригодность». Теперь нужно уладить все вопросы с жильцами. Как никак, от них напрямую зависит, удастся ли воплотить вашу идею в реальность. Российский жилищный кодекс пересматривается правительством ежегодно. Согласно поправкам 2019 года, лицо, заинтересованное в перерегистрации квартиры в нежилой объект, должно провести собрание жильцов. Если в доме более 2-х подъездов (а так оно чаще и бывает), нужно чтобы на мероприятии присутствовало не менее 50% собственников, из которых большинство проголосовало бы «за».
При этом, 2/3 «согласных» должны проживать в том самом подъезде, где находится пресловутое помещение. Но проводить собрание имеет смысл, если вы уже заручились поддержкой близлежащих соседей (через стенку и этажом выше). Именно их больше всего могут затронуть нововведения с квартирой. А значит, вы должны сделать все, чтобы найти с ними компромисс. Самые же «беспроблемные» в этом плане — новые высотные дома. В них застройщиком уже учтено наличие коммерческих площадей на цокольных этажах: поэтому согласовывать ваш вопрос с жильцами в таких случаях не требуется.
Рассматриваем варианты
Перевести в коммерческий объект можно не только жилье в многоквартирной высотке, но и частный дом. Кажется, что здесь все проще — здание-то полностью ваше, с соседями не возникнет проблем. Однако, нужно учитывать, что частный дом — это еще и земельный участок. И последний изначально юридически предназначен под постройку жилого здания. Соответственно, придется менять целевое назначение самого участка. Если землю переведут в коммерческий статус, тогда стройте вместо дома (или рядом с ним) магазин, кафе, аптеку — все, что угодно (в определенных пределах, разумеется).
А вот использовать под коммерческие цели часть жилого помещения — в большинстве случаев по закону не положено. С квартирой этого даже не пытайтесь делать — очень проблематично. С частным домом — можно попробовать, но работы тоже предстоит много. Нужно изолировать коммерческую часть здания от жилой, обеспечить отдельные вход-выход, провести автономные коммуникации, прозондировать кучу юридических формальностей. Стоит ли оно таких усилий — решайте сами. А информацию о том, как купить офис в Иркутске — смотрите здесь.
Собираем документы
Полный перечень документов, который нужно подготовить собственнику помещения, в нашей статье мы приводить не будем. Это отдельная большая тема. Обозначим только главные из них. При любом раскладе вам понадобятся паспорт, заявление, документы на собственность, выписка из ЕГРН, техпаспорт, справка ДЕЗ (подтверждении, что в помещении никто не прописан), копия плана БТИ, разрешение от властей (Роспотребнадзора, МЧС, отдела Архитектуры и т.д), техзаключение от УК, письменное согласие ближайших соседей (в произвольной форме), копия протокола собрания жильцов.
Платим деньги
Приготовьтесь к тому, что вкладываться придется немало. Если оформление документов обойдется не так уж дорого ( доверенности от нотариуса, подробные выписки из ЕГРН, техпапспорт и т.п) — порядка 4000-7000 рублей, то проект перепланировки помещения может вылиться в сумму около 500 000 рублей. А к ней прибавьте еще расходы на ремонт. Итого, общая цифра может дойти до миллиона и выше.
Совет напоследок
В нашей статье мы обрисовали только основные нюансы процесса перевода жилого помещения в нежилое — для общего представления. Если же вы озаботились этим делом всерьез — изучайте жилищный кодекс, выходите на соответствующие госинстанции и заручайтесь поддержкой юриста по недвижимости.
источник